"Культовая музыка негров" и религия в Америке

Раздел для священнослужителей, обсуждение регентского мастерства а также церковных песнопений и духовно-музыкальных сочинений
Ответить
Аватара пользователя
Dmitrij2008
Администратор
Сообщения: 570
Зарегистрирован: 19 ноя 2017, 17:20
Откуда: Марс
Контактная информация:

"Культовая музыка негров" и религия в Америке

Сообщение Dmitrij2008 »

С термином "культовая музыка негров" я впервые столкнулся в книге Евгения Всеволодовича Овчинникова "История джаза". А чем является для Вас американская религиозность и её проявление в музыке? Наверное, это спиричуэллы -



crisp
Преподаватель
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 24 ноя 2017, 13:57

Re: "Культовая музыка негров" и религия в Америке

Сообщение crisp »

Думаю, не только спиричуэлс. Госпел (евангельские песни) тоже, как бы, их "родное". Хотя и ограничивался первоначально только методистскими церквями Юга.
Вот, например,"How Great Thou Art" ("Как Ты велик"). Вот он -- в исполнении Махалии Джексон.


Тут, кстати, вот какой момент. Собственно, сами "ноты" оказываются и не так важны. В целом (если брать "голые ноты"), госпел -- это сугубо "европейская музыка", восходящая к реформационному "движению псалмопевцев" XVI--XVII вв., когда в протестантских церквях реформатов начали распевать гимны собственного сочинения. Потом эти "гимны" и "метрические псалмы" полюбились всем -- и протестантам реформатского толка, и лютеранам, и католикам. И... православным, ибо наши "канты и псальмы" суть те же "гимны" (канты)** и "метрические псалмы" (псальмы).
И гимн "How Great Thou Art" -- абсолютно европейского происхождения, вообще-то, старая шведская песня. А вот то, что с ней сотворили афроамериканцы*, дает им право считаться подлинными реформаторами протестантской гимнографии.

Продолжение следует

_______________
*При всём том, что слово "негр" в русском языке не обременено отсылками к расовой неполноценности (в отличие от англ. "nigger"), постараемся блюсти политкорректность.
** Да, кант -- не аутентичное название. В XVII--XVIII вв. сборники кантов назывались "песни духовные", т.е. почти так же, как и спиричуэлс -- Spiritual music.
Аватара пользователя
Dmitrij2008
Администратор
Сообщения: 570
Зарегистрирован: 19 ноя 2017, 17:20
Откуда: Марс
Контактная информация:

Re: "Культовая музыка негров" и религия в Америке

Сообщение Dmitrij2008 »

А вот баянист и композитор Вячеслав Герасимович Черников умудрился сделать "barbershop harmony" из русской народной песни "Ах ты, степь широкая". Можно даже сказать, "gospel". Imho, неплохо получилось -



crisp
Преподаватель
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 24 ноя 2017, 13:57

Re: "Культовая музыка негров" и религия в Америке

Сообщение crisp »

(Продолжение)
Так вот, о госпел.
Еще более показательным примером "работы по-черному" над "белым" материалом является песенка "This little light of mine".
Изображение
Собственно "евангельское" тут — отсылка к Евангелию от Матфея, к тем словам Христа, где он обращается к своим последователям, будущим апостолам:
  • Мф.5:15 и светильник не зажигают, чтобы поставить его под сосуд, но ставят его на подставку, и светит всем в доме.
    Мф.5:16 Так пусть свет ваш светит перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
В целом же — довольно блеклая "воспитательная" песенка для воскресных школ.
Автором музыки и слов является Харри Диксон Лос. Он преподавал музыку в Библейском институте в Чикаго и в двадцатых годах прошлого века написал для своих воспитанников этот немудрящий "шедевр".
Диву даешься: чем она так понравилась прихожанам афроамериканских церквей? А она понравилась!
Например, уже в 1939 году американский музыковед, Джон Ломакс, собиравший афроамериканский фольклор, привел ее в качестве образца народной музыки. Более того, нередко эту песенку ошибочно относят к образцам "спиричуэлс" — духовных песен афроамериканцев. Впрочем, нередко четкую границу между "госпел" и "спиричуэлс" провести нельзя, и ошибочное определение этой песенки как "спиричуэлс" вполне извинительно.
Так вот, о примитивизме этой песенки.
Белые ее поют именно так: правильно, довольно скучно и не очень "заморачиваясь" тем, чтобы как-то оживить.



А вот теперь "почувствуйте разницу":


crisp
Преподаватель
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 24 ноя 2017, 13:57

Re: "Культовая музыка негров" и религия в Америке

Сообщение crisp »

И в заключение добавлю...
Какая же "духовная песня" без... контрафактуры!
В данном случае я имею в виду переподтекстовку, когда один и тот же музыкальный материал получает совсем (ну совсем!) разные тексты и, соответственно, разные интерпретации.

Вы думаете, только русские были горазды мешать "высокое" и "низкое", перепев духовную песню (кант) об исходе евреев из вавилонского плена ("Егда от Вавилона") на новый лад ("Пейте, братцы, попейте...")?
Никак нет!
Рэй Чарльз тоже постарался поддержать эту старую традицию, спев госпел "This little light of mine"
"немного" по-другому и "немного" с другими словами: "This little (внимание!) girl of mine":

Аватара пользователя
Dmitrij2008
Администратор
Сообщения: 570
Зарегистрирован: 19 ноя 2017, 17:20
Откуда: Марс
Контактная информация:

Re: "Культовая музыка негров" и религия в Америке

Сообщение Dmitrij2008 »

Да, разница ощутима. Интересно, а почему в среде афроамериканцев непопулярен аккордеон?

Вот "редкое" фото чернокожего аккордеониста -

Изображение

На самом деле, в плане мышления и технического мастерства неграм далеко до русских баянистов. Популярным в их среде является лишь стиль "Zydeco" (который в настоящее время чрезвычайно эклектичен [впрочем как и весь современный джаз]) и "каджунский аккордеон". Интересно, знаком ли креол Джефри Бруссард* с миссионерской деятельностью покойного Геннадия Заволокина? **-

http://www.jefferybroussard.com/




_____________________________
* - правда, лично мне он больше напоминает Юрия Медяника - скрипача и баяниста
** - где-то лет с 14 до 17 регулярно смотрел телепередачу Заволокина "Играй, гармонь!" и за всё время эфира не увидел ни одного черного гармониста
Ответить

Вернуться в «Духовная музыка»