Кварто-квинтовый круг

Без теории не бывает практики. Но практика конечно важнее
Ответить
Quiet Snow
Уличный музыкант
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 17 дек 2017, 05:59

Кварто-квинтовый круг

Сообщение Quiet Snow » 08 сен 2019, 19:40

Может кто объяснить для человека, который не особо знает нотные обозначения и пишет всю жизнь
в раскладке Midi, как работает эта штука и что она может дать:

Изображение

Сразу хочу сказать что для меня аббревиатуры Am, Cm, Fm - пустой звук. Понимаю, что это гаммы,
но вся информация раскидана по инету, раскладку каждого по Midi я гуглить и сопоставлять офигею,
оно всё, в основном, в гитарных раскладках.
И не то чтобы есть потребность, скорее просто интересен этот вопрос, я то понимаю что это всего
лишь инструмент. Но если с его помощью проще конструировать осознанные гармонические
структуры - тогда да было бы полезно.
Краем уха слушал что оно завязано на параллельных тональностях.

Скажу сразу книги не читаю, для меня книги - это трата времени, слишком сложно в них излагают мысль. Лучше объяснить своими словами. Желательно с самого нуля как оно работает.

Аватара пользователя
Dmitrij2008
Администратор
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 19 ноя 2017, 17:20
Откуда: Марс
Контактная информация:

Re: Кварто-квинтовый круг

Сообщение Dmitrij2008 » 08 сен 2019, 21:46

Quiet Snow писал(а):
08 сен 2019, 19:40
Может кто объяснить для человека, который не особо знает нотные обозначения и пишет всю жизнь
в раскладке Midi, как работает эта штука и что она может дать:

Изображение

Сразу хочу сказать что для меня аббревиатуры Am, Cm, Fm - пустой звук. Понимаю, что это гаммы,
но вся информация раскидана по инету, раскладку каждого по Midi я гуглить и сопоставлять офигею,
оно всё, в основном, в гитарных раскладках.
И не то чтобы есть потребность, скорее просто интересен этот вопрос, я то понимаю что это всего
лишь инструмент. Но если с его помощью проще конструировать осознанные гармонические
структуры - тогда да было бы полезно.
Краем уха слушал что оно завязано на параллельных тональностях.

Скажу сразу книги не читаю, для меня книги - это трата времени, слишком сложно в них излагают мысль. Лучше объяснить своими словами. Желательно с самого нуля как оно работает.
Постараюсь объяснить доходчиво:

0. Был вынужден переместить тему в раздел "Теория музыки", т.к. аббревиатуры в данном случае относятся не к гармонии и даже не к гаммам, а просто обозначают названия тональностей - в твоём перечислении - Ля минор, До минор, Фа минор.
1. Эта штука неактуальна для современной музыки, т.к. работает только в тональной системе. То есть актуальна исключительно для музыки XVII-XIX веков.
2. Может дать представление о том как устроена левая ГОТОВАЯ клавиатура баяна. Точнее - основной и вспомогательный ряды басов. Они основаны именно на принципе построения кварто-квинтового круга. Что означает этот принцип? Если мы возьмём ноту "до" и будем двигаться по квартам вверх - мы получим список мажорных бемольных тональностей (с каждой квартой прибавялется один бемоль при ключе) - до мажор, фа мажор, си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор, ля-бемоль мажор, ре-бемоль мажор (энгармонически равен до-диез мажору), соль-бемоль мажор (энгармонически равен фа-диез мажору). Если мы возьмём ноту "до" и будем двигаться вверх по квинтам - мы получим список мажорных диезных тональностей (с каждой квинтой прибавляется один диез при ключе) - до мажор, соль мажор, ре мажор, ля мажор, ми мажор, си мажор, фа-диез мажор (энгармонически равен соль-бемоль мажору), до-диез мажор (энгармонически равен ре-бемоль мажору). Если мы возьмём ноту "ля" и будем двигаться по квартам вверх - мы получим список минорных бемольных тональностей - ля минор, ре минор, соль минор, до минор, фа минор, си-бемоль минор (энгармонически равен ля-диез минору), ми-бемоль минор (энгармонически равен ре-диез минору). Если мы возьмём ноту "ля" и будем двигаться вверх по квинтам - мы получим список минорных диезных тональностей - ля минор, ми минор, си минор, фа-диез минор, до-диез минор, соль-диез минор, ре-диез минор (энгармонически равен ми-бемоль минору), ля-диез минор (энгармонически равен си-бемоль минору). Если двигаться в обратную сторону - всё тоже самое, только с инверсией. Параллельные тональности - это тональности, имеющие разную тонику, но одинаковый лад (взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней). Также актуальны одноимённые тональности - тональности которые имеют общую тонику, но разный лад, отличающейся третьей ступенью. Ну и конечно энгармонически равные тональности, которые отличаются только наличием диезов или бемолей при ключе. На приведённом выше рисунке не указали энгармонически равные минорные тональности, которые расположены во внутреннем круге. С внешним кругом всё в порядке. Вкратце так.
3. Самое главное - основным сочинением, олицетворяющим равномерную тональную систему является Хорошо темперированный клавир Иоганна Себастьяна Баха в 2-х томах, каждый из которых содержит 24 прелюдии и фуги во всех мажорных и минорных диезных и бемольных тональностях -

Святослав Рихтер, И.С.Бах, ХТК, том 1 и 2 -


Аватара пользователя
Dmitrij2008
Администратор
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 19 ноя 2017, 17:20
Откуда: Марс
Контактная информация:

Re: Кварто-квинтовый круг

Сообщение Dmitrij2008 » 08 сен 2019, 23:33

Картинку советую такую -

Изображение

Ещё точнее такие -

Изображение

Изображение

Quiet Snow
Уличный музыкант
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 17 дек 2017, 05:59

Re: Кварто-квинтовый круг

Сообщение Quiet Snow » 09 сен 2019, 04:18

Короче ясно одно, что не для моих мозгов эта штука. За корректные иллюстрации - спасибо.
Ладно, оставим до лучших времён.

Аватара пользователя
Dmitrij2008
Администратор
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 19 ноя 2017, 17:20
Откуда: Марс
Контактная информация:

Re: Кварто-квинтовый круг

Сообщение Dmitrij2008 » Сегодня, 13:29

Quiet Snow писал(а):
09 сен 2019, 04:18
Короче ясно одно, что не для моих мозгов эта штука. За корректные иллюстрации - спасибо.
Ладно, оставим до лучших времён.
Лёша, тебе как мелодисту советую вот этот труд -

Ответить

Вернуться в «Теория музыки»