Кварто-квинтовый круг

Без теории не бывает практики. Но практика конечно важнее
Ответить
Quiet Snow
Уличный музыкант
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 17 дек 2017, 05:59

Кварто-квинтовый круг

Сообщение Quiet Snow » 08 сен 2019, 19:40

Может кто объяснить для человека, который не особо знает нотные обозначения и пишет всю жизнь
в раскладке Midi, как работает эта штука и что она может дать:

Изображение

Сразу хочу сказать что для меня аббревиатуры Am, Cm, Fm - пустой звук. Понимаю, что это гаммы,
но вся информация раскидана по инету, раскладку каждого по Midi я гуглить и сопоставлять офигею,
оно всё, в основном, в гитарных раскладках.
И не то чтобы есть потребность, скорее просто интересен этот вопрос, я то понимаю что это всего
лишь инструмент. Но если с его помощью проще конструировать осознанные гармонические
структуры - тогда да было бы полезно.
Краем уха слушал что оно завязано на параллельных тональностях.

Скажу сразу книги не читаю, для меня книги - это трата времени, слишком сложно в них излагают мысль. Лучше объяснить своими словами. Желательно с самого нуля как оно работает.

Аватара пользователя
Dmitrij2008
Администратор
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 19 ноя 2017, 17:20
Откуда: Марс
Контактная информация:

Re: Кварто-квинтовый круг

Сообщение Dmitrij2008 » 08 сен 2019, 21:46

Quiet Snow писал(а):
08 сен 2019, 19:40
Может кто объяснить для человека, который не особо знает нотные обозначения и пишет всю жизнь
в раскладке Midi, как работает эта штука и что она может дать:

Изображение

Сразу хочу сказать что для меня аббревиатуры Am, Cm, Fm - пустой звук. Понимаю, что это гаммы,
но вся информация раскидана по инету, раскладку каждого по Midi я гуглить и сопоставлять офигею,
оно всё, в основном, в гитарных раскладках.
И не то чтобы есть потребность, скорее просто интересен этот вопрос, я то понимаю что это всего
лишь инструмент. Но если с его помощью проще конструировать осознанные гармонические
структуры - тогда да было бы полезно.
Краем уха слушал что оно завязано на параллельных тональностях.

Скажу сразу книги не читаю, для меня книги - это трата времени, слишком сложно в них излагают мысль. Лучше объяснить своими словами. Желательно с самого нуля как оно работает.
Постараюсь объяснить доходчиво:

0. Был вынужден переместить тему в раздел "Теория музыки", т.к. аббревиатуры в данном случае относятся не к гармонии и даже не к гаммам, а просто обозначают названия тональностей - в твоём перечислении - Ля минор, До минор, Фа минор.
1. Эта штука неактуальна для современной музыки, т.к. работает только в тональной системе. То есть актуальна исключительно для музыки XVII-XIX веков.
2. Может дать представление о том как устроена левая ГОТОВАЯ клавиатура баяна. Точнее - основной и вспомогательный ряды басов. Они основаны именно на принципе построения кварто-квинтового круга. Что означает этот принцип? Если мы возьмём ноту "до" и будем двигаться по квартам вверх - мы получим список мажорных бемольных тональностей (с каждой квартой прибавялется один бемоль при ключе) - до мажор, фа мажор, си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор, ля-бемоль мажор, ре-бемоль мажор (энгармонически равен до-диез мажору), соль-бемоль мажор (энгармонически равен фа-диез мажору). Если мы возьмём ноту "до" и будем двигаться вверх по квинтам - мы получим список мажорных диезных тональностей (с каждой квинтой прибавляется один диез при ключе) - до мажор, соль мажор, ре мажор, ля мажор, ми мажор, си мажор, фа-диез мажор (энгармонически равен соль-бемоль мажору), до-диез мажор (энгармонически равен ре-бемоль мажору). Если мы возьмём ноту "ля" и будем двигаться по квартам вверх - мы получим список минорных бемольных тональностей - ля минор, ре минор, соль минор, до минор, фа минор, си-бемоль минор (энгармонически равен ля-диез минору), ми-бемоль минор (энгармонически равен ре-диез минору). Если мы возьмём ноту "ля" и будем двигаться вверх по квинтам - мы получим список минорных диезных тональностей - ля минор, ми минор, си минор, фа-диез минор, до-диез минор, соль-диез минор, ре-диез минор (энгармонически равен ми-бемоль минору), ля-диез минор (энгармонически равен си-бемоль минору). Если двигаться в обратную сторону - всё тоже самое, только с инверсией. Параллельные тональности - это тональности, имеющие разную тонику, но одинаковый лад (взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней). Также актуальны одноимённые тональности - тональности которые имеют общую тонику, но разный лад, отличающейся третьей ступенью. Ну и конечно энгармонически равные тональности, которые отличаются только наличием диезов или бемолей при ключе. На приведённом выше рисунке не указали энгармонически равные минорные тональности, которые расположены во внутреннем круге. С внешним кругом всё в порядке. Вкратце так.
3. Самое главное - основным сочинением, олицетворяющим равномерную тональную систему является Хорошо темперированный клавир Иоганна Себастьяна Баха в 2-х томах, каждый из которых содержит 24 прелюдии и фуги во всех мажорных и минорных диезных и бемольных тональностях -

Святослав Рихтер, И.С.Бах, ХТК, том 1 и 2 -


Аватара пользователя
Dmitrij2008
Администратор
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 19 ноя 2017, 17:20
Откуда: Марс
Контактная информация:

Re: Кварто-квинтовый круг

Сообщение Dmitrij2008 » 08 сен 2019, 23:33

Картинку советую такую -

Изображение

Ещё точнее такие -

Изображение

Изображение

Quiet Snow
Уличный музыкант
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 17 дек 2017, 05:59

Re: Кварто-квинтовый круг

Сообщение Quiet Snow » 09 сен 2019, 04:18

Короче ясно одно, что не для моих мозгов эта штука. За корректные иллюстрации - спасибо.
Ладно, оставим до лучших времён.

Аватара пользователя
Dmitrij2008
Администратор
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 19 ноя 2017, 17:20
Откуда: Марс
Контактная информация:

Re: Кварто-квинтовый круг

Сообщение Dmitrij2008 » 18 сен 2019, 13:29

Quiet Snow писал(а):
09 сен 2019, 04:18
Короче ясно одно, что не для моих мозгов эта штука. За корректные иллюстрации - спасибо.
Ладно, оставим до лучших времён.
Лёша, тебе как мелодисту советую вот этот труд -

Quiet Snow
Уличный музыкант
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 17 дек 2017, 05:59

Re: Кварто-квинтовый круг

Сообщение Quiet Snow » 30 сен 2019, 04:00

Dmitrij2008 писал(а):
18 сен 2019, 13:29
Quiet Snow писал(а):
09 сен 2019, 04:18
Короче ясно одно, что не для моих мозгов эта штука. За корректные иллюстрации - спасибо.
Ладно, оставим до лучших времён.
Лёша, тебе как мелодисту советую вот этот труд -

Структура музыкального языка. Мелодия.pdf
Быстро посмотрел что там, в принципе да, все эти азы нужны будут, позже почитаю, пригодится,
тут вроде более целостно, так-то что-то частично оттуда уже знаю.
Мне от практики к теории сложнее, т.к. никто никогда не учил ни чему и не дрессировал,
школы нет музыкальной, в 32 года этому тяжело учиться, как бы понятно, что всё на своём горбу
не вытащишь. На самом деле нужно чтобы эти вещи объяснялись в интерактиве, т.е. обозначение
- пример, и частотный звукоряд, чтобы видеть как оно собрано с самой элементарной базы,
почему так и не иначе. На самом деле сильно удивляет что до сих пор ничего подобного нет,
мол сайта с интерактивными такими штуками, во всяком случае не видел.

P.S: На самом деле на время(на год-два) решил свернуть всю свою музыкальную и стриммерскую деятельность и переключиться на программирование. В прошлом году дофига джемов отыграл на MF, это был реально дикий фан(в этом смысла нет но просто интересно, плюс хоть немного, но держит бошку в форме чтобы совсем не раскисала).
А т.к. не импровизатор - то все силы вытянуло. Вот несколько последних джемов, так смеха ради:

Накхонситхаммарат JAM - https://yadi.sk/d/frh2-E6G3a3tAw
Джазблюзрокпоп джем - https://yadi.sk/d/7Mta3j2O9e8s2A
FunkyJam(полная) - https://yadi.sk/d/cKx1p79I24bw_A
FunkyJam(только revitar) - https://yadi.sk/d/qkYxzn70stC51A
Расслабон джем - https://yadi.sk/d/e_JIZgbW3a3rpJ
Просто джем - https://yadi.sk/d/0jykSLuq3a3bpD
ShortJam - https://yadi.sk/d/rTLwxogQbPalsg
ShortJam(импровизация) - https://www.youtube.com/watch?v=c_hoysHcY8U
Acoustic rock jam - https://yadi.sk/d/KxFBadMWHYVMxg
HeatJam - https://yadi.sk/d/iVCDYc0PIq0YMw
А вот тут у одного слушателя чуть припадок не случился))):
ModernRockMetalJam - https://yadi.sk/d/WVAu9iuvffGGBw


На каждый из них тратил не более пары часов, просто из-за того что вписывался обычно в последний день, но всё равно морально это очень сильно выматывает(на минусовку обычно смотришь и в бошку даже близко ничего не лезет, мужики ещё такие бекинги подбирают, то джаз то фанк не ровный, а я в них не педрю ваще, но чё-то всё равно пытаюсь сообразить), плюс часто тупо оргов поддерживал, даже и желания сильного не было.

Ответить

Вернуться в «Теория музыки»